Рекомендации о формировании перечня должностей (специальностей), которые в приоритетном порядке могут быть предложены для замещения специалистами, являющимися инвалидами с различной формой инвалидности

Сентябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс

282930311234567891011121314151617181920212223242526272829301

 


 

    name="sputnik-verification"
    content="43ZIbMJLo9zv5wSv"
/>


 

В настоящее время в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». 

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые в том числе возлагаются полномочия по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, а также разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Группа инвалидности характеризует ее тяжесть, но при обращении инвалида в различные учреждения и организации для получения услуг возникает необходимость знания специфики ограничения жизнедеятельности в целях оказания инвалиду повседневной ситуационной помощи.

Для решения вопроса о выделении в отдельные подкатегории инвалидов с учетом имеющихся у них нарушений в 2012 году в рамках пилотного проекта по отработке новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы разработан и проходит апробацию в трех субъектах Российской Федерации кодификатор преимущественных нарушенных функций с установлением буквенного кода наиболее выраженного нарушения.

Выделены основные преимущественные ограничения функций, такие как нарушение зрения, слуха, одновременное нарушение зрения и слуха, а также опорно-двигательного аппарата.

В ходе пилотного проекта планируется в учреждениях медико-социальной экспертизы установление следующих буквенных обозначений:

«В» – инвалид передвигается в коляске. При передвижении вне дома нуждается в помощи посторонних лиц (персонала).

«С» – инвалид слепой (слабовидящий). Нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома. 

«Е» – инвалид с нарушением функции рук. Вне дома нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при самообслуживании и других действиях, требующих участия рук.

«К» – инвалид слепоглухой. Нуждается в сопровождении лицом, осуществляющим помощь, вне дома. При формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах тифлосурдопереводчика. 

«М» – инвалид глухой (слабослышащий). При формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика.

Таким образом, в дальнейшем предполагается установление вида инвалидности по преимущественному ограничению жизнедеятельности для:

слепых и слабовидящих; 

глухих и слабослышащих; 

слепоглухих;

инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; 

инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. 

По результатам пилотного проекта в 2013 году будут внесены изменения в действующие законодательные и нормативные правовые акты в целях установления буквенного кода преимущественного нарушения функций, даны рекомендации по оказанию ситуационной помощи таким инвалидам. 

Кодификатор преимущественных нарушенных функций планируется использовать наряду с другими сферами при оказании услуг в области содействия занятости населения, в том числе содействии трудоустройству, профессиональной ориентации, профессиональном обучении граждан, относящихся к категории инвалидов.

Минздравсоцразвития России осуществлена разработка перечня должностей (специальностей), которые в приоритетном порядке могут быть предложены для замещения специалистами, являющимися инвалидами. 

При разработке данного перечня Министерство руководствовалось принципом, что те должности (специальности), которые в него включены, должны соответствовать состоянию здоровья инвалидов и учитывать ограничения по осуществлению ими трудовой деятельности. При этом перечень не должен содержать должности (специальности) с вредными и тяжелыми условиям труда, с тем, чтобы характер работы инвалида не оказал негативных последствий на состояние здоровья работника. 

Вместе с тем, при организации профессиональной ориентации инвалидов в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения, подбора подходящей работы, наряду с данным перечнем необходимо учитывать пожелания инвалидов, а также его способности к выполнению трудовой деятельности, ограничения и рекомендации по характеру трудовой деятельности. 

В целях интеграции инвалидов в общество требуется устранение барьеров при их трудоустройстве. Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должно осуществляться с учетом характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, профессии, характера выполняемых работ, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. При проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

Необходимо обеспечить адаптацию рабочего места с учетом особых потребностей инвалидов, исходя из ограничений их жизнедеятельности.

Для инвалидов по зрению:

оснастить оборудование и мебель на рабочем месте индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы;

оборудовать рабочее место системой тифлотехнических ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), обеспечивающих ориентировку инвалидов на рабочем месте;

адаптировать официальные сайты в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG; ГОСТ Р 52872-2007);

оснастить рабочее место специальным компьютерным оборудованием и оргтехникой с возможностью использования крупного рельефно-контрастного шрифта и шрифта Брайля (Дисплей Брайля и Клавиатура Брайля), а также с возможностью озвучения визуальной информации на экране монитора.

Для данной категории инвалидов в наибольшей степени подходящими профессиями (специальностями) могут быть те, которые не требуют способности в большей или меньшей степени воспринимать величину, форму и цвет предметов, а также их взаиморасположение, например, артист-вокалист (солист), диспетчер, комплектовщик товаров, научный сотрудник, преподаватель, психолог, табельщик, укладчик-упаковщик.

Для инвалидов по слуху:

в случае проведения коллективных мероприятий или собраний (совещаний) в процессе осуществления трудовой деятельности, предусмотреть возможность оборудования индукционными петлями, мониторами, позволяющими транслировать субтитры, а также предоставить сурдопереводчиков соответствующей квалификации;

оснастить оборудование и мебель на рабочем месте индикаторами (визуальными, акустическими), учитывающими возможности и ограничения инвалидов в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы, а также предусмотреть обеспечение рабочего места телефонными устройствами со встроенной звукоусиливающей аппаратурой и индукционными петлями;

Для данной категории инвалидов в наибольшей степени подходящими профессиями (специальностями) могут быть те, которые не требуют способности в большей или меньшей степени воспринимать звуки, например, аналитик, архивариус, архитектор, бухгалтер, библиотекарь, изготовитель трафаретов (шкал, плат), комплектовщик товаров, корректор, научный сотрудник, мастер по ремонту обуви, оператор копировальных и множительных машин, оператор электронно-вычислительных машин, программист, табельщик, художник, художник-конструктор (дизайнер), уборщик производственных и служебных помещений, укладчик-упаковщик, чертежник, швея, экономист.

Для инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата:

оснастить рабочее место инвалида основным и вспомогательным оборудованием, технической и организационной оснасткой, обеспечивающей реализацию эргономических принципов (максимально удобного для инвалида расположения рабочего места);

оснастить рабочий стол специальными механизмами, позволяющими изменять высоту и наклон рабочей поверхности, а также – регулируемую подставку для ног;

оснастить рабочий стул устройством для изменения положения сиденья по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях – специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, приспособлением для рабочих инструментов, устройством перемещения вдоль рабочей плоскости по направляющей, а также посредством электромеханических автономных устройств;

предусмотреть использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;

Для данной категории инвалидов в наибольшей степени подходящими профессиями (специальностями) могут быть те, которые не требуют тяжелой физической нагрузки, а также высокой координации движений, например, агент страховой, аналитик, архивариус, 

архитектор, брокер, бухгалтер, библиотекарь, врач-диетолог, дежурный бюро пропусков, дежурный у эскалатора, диспетчер, делопроизводитель, дозиметрист, заведующий архивом, заведующий бюро пропусков, заведующий камерой хранения, заведующий канцелярией, заведующий складом, заведующий хозяйством, инженер-конструктор (конструктор), инженер по защите информации, инженер по нормированию труда, инженер по организации труда, инженер-программист (программист), инженер-технолог (технолог), изготовитель трафаретов, шкал и плат, инспектор по кадрам, кассир, кладовщик, комендант, комплектовщик товаров, корректор, контролер, контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов, научный сотрудник, оператор диспетчерской службы, оператор копировальных и множительных машин, оператор электронно-вычислительных машин, оператор связи, переводчик, программист, психолог, редактор, режиссер, специалист по кадрам, статистик, табельщик, художник, художник-конструктор (дизайнер), экономист, юрисконсульт.

Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках:

обеспечить возможность подъезда к рабочему месту и разворота инвалидной коляски;

обеспечить возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников;

оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя (в соответствии с ростом человека).

Для данной категории инвалидов в наибольшей степени подходящими профессиями (специальностями) могут быть те, которые не требуют интенсивного передвижения в течение рабочего времени, например, агент страховой, аналитик, архивариус, архитектор, брокер, бухгалтер, библиотекарь, врач-диетолог, дежурный бюро пропусков, диспетчер, делопроизводитель, заведующий архивом, заведующий бюро пропусков, заведующий камерой хранения, заведующий канцелярией, заведующий складом, заведующий хозяйством, инженер-конструктор (конструктор), инженер по защите информации, инженер по нормированию труда, инженер по организации труда, инженер-программист (программист), инженер-технолог (технолог), изготовитель трафаретов, шкал и плат, кассир, комендант, комплектовщик товаров, корректор, контролер, контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов, научный сотрудник, маникюрша, мастер по ремонту обуви, оператор диспетчерской службы, оператор копировальных и множительных машин, оператор электронно-вычислительных машин, оператор связи, переводчик, психолог, преподаватель, программист, редактор, режиссер, специалист по 

кадрам, статистик, табельщик, художник, художник-конструктор (дизайнер), чертежник, швея, экономист.

Следует отметить, что специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статистическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида, при этом должен учитываться «универсальный дизайн» (дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей). 

Замещение специалистами, являющимися инвалидами с различной формой инвалидности должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – гражданская служба) в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года № 984-н утвержден перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (далее – Перечень). Согласно Перечню к числу заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службы, относятся: 

психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), в том числе: органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, расстройства настроения, расстройства привычек и влечений, умственная отсталость;

психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

болезни нервной системы, к числу которых относится эпилепсия.

При отсутствии перечисленных заболеваний в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 79-ФЗ на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В соответствии с частью 2 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Согласно частям 3 и 4 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», специалисты всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования, к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы – наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В соответствии с частью 5 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Поступление гражданина Российской Федерации на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ конкурс не проводится:

при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

при заключении срочного служебного контракта;

при назначении государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ;

при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Согласно частям 3 и 4 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, а также по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

В соответствии с пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее – Указ № 112) конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. 

Федеральным законом № 79-ФЗ и Указом № 112 никаких ограничений для участия в конкурсе граждан Российской Федерации, имеющих различные формы инвалидности, а также для замещения ими должностей гражданской службы, не предусматривается. В этой связи при соблюдении требований законодательства Российской Федерации о гражданской службе каждый из них вправе на общих основаниях участвовать в конкурсных процедурах и претендовать на замещение любой должности гражданской службы при условии соответствия предъявляемым к ней квалификационным требованиям. 

Согласно статье 10 Федерального закона № 79-ФЗ должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, 

который утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574.

Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с учетом положений Федерального закона № 79-ФЗ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

В этой связи для граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами с различной формой инвалидности, в государственных органах, а также муниципальных органах должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, позволяющие обеспечить адаптацию рабочего места с учетом особых потребностей инвалидов по зрению (слепых и слабовидящих), по слуху (глухих и слабослышащих), передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата. 

Таким образом, граждане из числа инвалидов, прошедшие конкурс, могут замещать любые должности федеральной государственной гражданской службы. Вместе с тем, с учетом состояния здоровья им может быть предложена в наибольшей степени подходящая работа. Например, это может быть работа с обращениями граждан, обработка статистических и информационных данных, работа с информационными системами, делопроизводство, работа с кадрами и иные виды деятельности, не связанные с особыми условиями труда и напряженностью.

 
Опрос
Удовлетворены ли Вы организацией приема посетителей в учреждениях социальной защиты населения?
 
  • Президент России
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2017 году
  • Территориальный фонд ОМС Забайкальского края
  • УФСКН России по Забайкальскому краю
  • Забайкальский инвестиционный портал
  • Государственная служба занятости населения Забайкальского края
  • Партнерство каждому ребенку
  • Интернет-портал о здоровом образе жизни
  • Сообщи, где торгуют наркотиками!
  • Министерство социальной защиты населения
  • НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
  • Портал государственных и муниципальных услуг
  • Телефон доверия
  • http://zabkrai-invest.ru/
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Портал ЖКХ
  • Государственная гражданская служба Забайкальского края
  • Информационный портал для инвалидов «Доступная среда»
  • ОПФР по Забайкальскому краю
  • ФГУ ГБ МСЭ по Забайкальскому краю
  • Детская деревня
  • ЧитаМама
  • Автономная некоммерческая организация «Партнерство каждому ребенку»
  • Все плюсы зрелого возраста
  • Многофункциональный центр  Забайкальского Края
  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • Россия без жестокости к детям
  • Публичная отчетность о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской федерации от 7 мая 2012 № 596-606